суббота, 29 ноября 2014 г.

Полифункциональность развивающей предметно-пространственной среды

Согласно требованиям ФГОС ДО, по которым в ближайшем будущем будут работать абсолютно все дошкольные учреждения России, развивающая предметно-пространственная среда   дошкольного учреждения должна быть:
  • содержательно-насыщенной,
  • полифункциональной,
  • трансформируемой,
  • вариативной,
  • доступной и безопасной.


Все дошкольные учреждения постепенно к этому идут. Кто-то может уже похвастать развивающей средой по ФГОС ДО, кто-то наполовину, кто-то  совсем пока ни чем...

Наш детский сад не остается в стороне, мы не сидим на месте: меняем, дополняем, переставляем, переделываем, продумываем....

Сегодня я хочу остановиться на пункте: полифункциональная.  В частности, полифункциональные игрушки и пособия.


Итак, что же такое полифункциональность?


Полифункциональность - от греч. polu - много и лат. funсtio - исполнение, осуществление, деятельность.

По ФГОС ДО  полифункциональность материалов предполагает:
• возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;
• наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

Хочу привести несколько очень простых, на мой взгляд, примеров, которые соответствуют понятию "полифункциональность".
Взять, например, развивающее панно.
Казалось бы, что можно ещё придумать: расстегнул, застегнул, переместил с места на место... Ан, нет. Вариантов использования деталей очень много!
Можно нанизывать на трубочку, либо пальчик все детали, можно их использовать в образовательной деятельности.
А можно всё это использовать в уголке "Хозяюшка" - кормить кукол, угощать друг друга.
Взять, например, обыкновенные вкладыши, которые очень любят дети. Но ведь их можно тоже использовать многопланово - полифункционально! В играх с водой, с песком,  с камешками, использовать всё в том же, уголке "Хозяюшка".
Мои мысли: Мы, воспитатели, привыкли учить детей, что всё должно лежать  на своих местах: посудка - на кухне, вкладыши  - в сенсорном уголке, с машиной играем только на ковре...
А малыши упорно несут кружки и тарелки не туда куда нужно,  в коляску складывают  не пупсиков, а мячики и кубики... Мы их учим обратному - нельзя так делать! Но никогда не задумывались: почему дети делают именно так?
А, может быть, взять, да и не обращать внимания на стереотипы, пусть ребёнок использует игрушки так, как ему этого хочется и требует его внутреннее "Я".
В нашей группе есть вот такие контейнеры с заменяемыми наполнителями. В начале своей деятельности я всегда детей учила: "Нельзя трогать руками, только смотрим глазками и ходим ножками".
Теперь я знаю, что ребёнку просто необходимо всё это потрогать! Не хочет ходить босиком, можно привлечь его к игре с наполнителями...
Этой осенью я заготовила огромную коробку с природным и бросовым  материалом для ребят: палочки, коряжки, баночки... Несколько палочек положила в контейнер.
Игры с волшебной коробочкой покажу в ближайшее время отдельным сообщением.
А крышки? Обыкновенный бросовый материал.  Сколько игр с ними можно придумать?
От "сухого" бассейна до дидактических игр.
А непроливайки? Это и стаканчики для воды, и для изучения цвета, и для развития мелкой моторики...
В общем, примеров достаточно. 
Главное, для себя, как для педагога,  сделать вывод: игрушки и пособия ДОЛЖНЫ быть полифункциональными!!!  Чем больше вариантов использования одной игрушки/пособия, тем положительнее это будет сказываться на развитии ребенка.

Мои мысли: Я и раньше придерживалась полифункциональности, но стереотипы "советской педагогики" были очень сильны, теперь ФГОС ДО дает нам зелёный свет! Любите свою работу! Ведь, работа - это огромная часть нашей жизни! Дети - наше будущее!

ФГОС ДО - это федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который будет действовать УЖЕ  во ВСЕХ ДОУ России с января 2016 года.
Надеюсь, мне удалось донести до читателя, что такое полифункциональность развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения.

Из истории блога:

40 комментариев:

  1. Вот-вот! Стереотипы мешают и очень. Даже дома. Вчера малыши вывали все игрушки и что-то там делают. Я ж давай учить -из кубиков строим башню, из пирамидки - пирамидку и т.д. А они взяли и построили башню из кубиков, колечек от пирамидки, машинок и посудки. А я села и смотрю, помалкиваю. Вот оно- творчество!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. а мы еще с малой брали ее матрасик из малышковой кроватки ставили его под наклоном(с дивана на пол) и лежа на диване скатывали с него колесики от пирамидки:) занимало на долгое время:)

      Удалить
    2. Дети сами нам показывают то, что им нужнее на данный момент, просто мы не всегда их понимаем, начинаем учить "как правильно". Вот ведь постоили ребятишки башню, да не простую, а волшебную! Вот очень хороший пример написала в комментарии Елена Бабина, очень поучительный.
      Спасибо, Галина, что поделились! ;)

      Удалить
    3. Вот! Для увлекательной игры даже ничего покупать не пришлось! Придумали из того, что есть. И мама рада и ребенок занят. Если задуматься, то можно всё, что угодно использовать в совершенно разных целях. Главное - придумать, и конечно же, чтобы было не во вред ни ребёнку, ни вещам. Спасибо, Оля.

      Удалить
  2. Как всегда, Жанна, интересно и полезно! Дорожки такие видела и очень люблю! Внучке выкладывала всякие, правда, без постоянной основы: камешки, орешки, горох, подушка...)))
    А младшая уже хорошо рамки с цифрами (цветными, конечно) и предметами собирает, а потом из кругляшков вдруг башню строить начинает))) - полифункциональность!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласитесь, Татьяна, это здорово, когда дети умеют использовать одну и ту же игрушку в разных вариантах. Вот так и вырастают они творческими личностями. :)

      Мы тоже периодически меняем наполнители в дорожке.

      Удалить
  3. Жанна Витальевна, прекрасное раскрытие принципа РППС "полифункциональность материалов"! Вы верно отметили важность поддержки инициативы и интересов детей. Таким образом ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю, Светлана Стасисовна, за одобрение! :) Значит, у меня получилось раскрыть понятие "полифункциональность материалов". Честно говоря, благодаря ФГОС над многим задумалась и переоценила, пересмотрела своё отношение ко многому.

      Удалить
  4. Жанна, как всегда, отличная статья!
    Вижу, у Вас очень тепло в группе ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлечка, спасибо за отзыв! Да, в группе тепло, + 26 градусов, полы с подогревом, да и на улице ещё не очень холодно, снега совсем нет.

      Удалить
  5. Отлично! Все правильно! Малыши сами разберутся, что и как ему делать. Дорожки у нас тоже есть, но вот использовать их для манипуляций руками как - то в голову не приходило. Мы у себя на форуме (на сайте детсада) обсуждали проблему развития субъектности у детей в детско-родительских отношениях, и наш психолог написал вот что. "Посмотрим на годовалого малыша, который учится ходить. Вот он отцепился от вашего пальца и делает первые неуверенные
    шаги. При каждом шаге с трудом удерживает равновесие, покачивается, напряженно двигает ручонками. Но он доволен и горд! Мало кому из родителей придет в голову поучать: «Разве так ходят? Смотри, как надо!». Или: «Ну что ты все качаешься? Сколько раз я тебе говорила, не маши руками! Ну‑ка пройди еще раз, и чтобы все было правильно?». Комично? Нелепо? Но так же нелепы с психологической точки зрения любые критические замечания, обращенные к человеку (ребенку ли, взрослому), который учится что‑либо делать сам! Сколько случалось ситуаций, в которых ваш ребенок чем‑то занят, что‑то делает, но делает, по вашему мнению, «не так», плохо, с ошибками.Вспомните себя в детстве. Как долго у нас самих не получалось написать букву, чисто подмести пол или ловко забить гвоздь? Теперь эти дела нам кажутся простыми. Так вот, когда мы показываем и навязываем эту «простоту» ребенку, которому на самом деле трудно, то поступаем несправедливо. Ребенок вправе на нас обижаться!"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена! Дети часто сами и подсказывают мне на полифункциональность материалов, многие упражнения - это их заслуга, а моя в том, что сумела заметить и запомнить. Ведь это они сами начали играть с наполнителями, я поначалу учила - нельзя трогать, только ходим ножками... А потом задумалась: а почему нельзя? И наоборот, теперь интереснее, кто-то ходит по камешкам, а кто-то исследует их...

      Очень хороший пример Вы привели - поучительный. Спасибо Вашему психологу за пример с первыми шагами. Впечатляет! Спасибо за общение!

      Удалить
  6. Жанна, какой замечательный массажный контейнер для ножек!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, очень удобный, можно всегда положить что-нибудь новенькое!

      Удалить
  7. Жанна, с этой статьей Вы смело можете выступать на семинарах разного уровня! Браво! А почему бы не издать книгу, например, "ФГОС ДО в действии: опыт работы с детьми раннего возраста". Уверена, что она будет пользоваться спросом! Спасибо за такую подачу материала!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А ведь, действительно, можно оздать. Ведь так мало публикуется практических советов. Жанна Витальевна, спасибо за Ваши статьи, советы, публикации

      Удалить
    2. Спасибо, Алена! Что-то навеяло, захотелось написать именно о полифункциональности. И так легко написАлось, быстро... Мысли одна за другой превращались в предложения. Возможно, потому что я сама в последнее время делаю для себя эти открытия. Имея несколько игрушек/пособий можно столько игр провести... :-*

      Удалить
    3. Анна Борисовна, спасибо за поддержку! Создать-то можно, а кто ж его печатать будет? Будем пока довольствоваться возможностью "вещать" в блоге. ;)

      Удалить
    4. Жанна, вот я сейчас наблюдаю, что есть блогеры, которые издают книги - как-то это у них получается. Вот бы узнать...

      Удалить
    5. Вы имеете в виду электронные книги, Алёна, или печатные издания?

      Удалить
    6. Печатные. ВИдела Татьяна Пироженко издалась и другие - уж и не вспомню так сразу кто.

      Удалить
    7. Да, я помню, Татьяна писала в блоге об этом. Можно прямо у неё и узнать...
      Хочется, конечно, хоть что-нибудь напечатать, хоть маленькую брошюрку.
      Я вот напечатала свою программу в 20-ти экземплярах в местной типографии - уже всё продала по 200 рублей, пока выступала на разных мероприятиях надо ещё напечатать. Но ведь хочется чтобы уровень был повыше... :P

      Удалить
    8. Я бы с удовольствием приобрела!

      Удалить
  8. Очень интересно,с удовольствием прочитала. А мы этим летом тоже не только каштаны для здоровья решили собирать а и палочки ровные - насобирали с малой,потом думаю нам же еще по парку гулять,говорю-давай оставим под деревом,отнесли подальше поддерево положили свою кучку и пошли гулять через минут сорок возвращаемся а там пришли дворники территорию убирать - и утащили наши палочки так любовно собранные:( так и остались без палочек:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. :)) Для дворников - всё мусор... Жалко палочки... А мне повезло! Наш дворник срезАл на территории кусты, окультуривал деревья и сложил все свои срезы аккуратненько... Смотрю - какой ценный материал лежит! Принесла секатор из дома и нарезала всяких разных размеров. Теперь мы при палочках. Играем с детьми в группе. Зато у нас нет каштанов. :(
      Спасибо, Оля, интересно было прочитать историю об исчезнувших палочках..

      Удалить
    2. а малая чтоб не расстраивалась тогда я сказала ей,что мы помогли дворникам-собрали палочки в кучку-что тоже полезно:)

      Удалить
  9. Ой, Жанна Витальевна! Все умнО, все правильно... Да только во скольких ДДУ все это будет висеть мертвым грузом... Для проверяющих...
    Вот у Вас - все работает. Все в дело!!! И палочки, и косточки... Все смотрю на фотографии и думаю: "Они ж (дети) это все, наверняка, и "на зуб пробуют!"" Охо-хо-х... Столько интересного, столько успеть нужно... И как только у Вас времени хватает????? А я-то знаю, сколько на одевание-раздевание, да на кормежку уходит... А подготовить 15-минутное занятие порой дольше, чем его провести. Хорошо, коль в группе деток мало. А в краснодарских садах, даже в ясельках, такой наплыв детей....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Будем, Надежда Александровна, думать о хорошем, что показуха уйдет в прошлое и детям будут разрешать использовать в играх ВСЕ игрушки.
      В рот они уже ничего не тянут, этот период они уже миновали - теперь они всё трогают, кидают, перекладывают, стукают - в общем, экспериментируют. Бывают, конечно, случаи, но редко. И то это были либо орехи, либо семечки. Но такие игры я провожу только под наблюдением, детей одних с таким мелким материалом не оставляю.
      Время? Оно есть, просто его нужно уметь использовать, тем более в ясельной группе, ведь у нас нет стольких занятий, как в старших группах. С детьми можно поиграть и до завтрака, ведь они приходят с 7.30, а завтрак в 8.15 - 8.30, можно на прогулке, можно перед обедом, пока помощница накрывает на столы, можно вечером... Нет, конечно, можно и на диване посидеть... но так скучно... Не обязательно привлекать всех детей, с одним-двумя-тремя - уже хорошо. Как-то так, Надежда Александровна.

      Удалить
  10. А у нас на даче тоже такая дорожка есть.Такая она полифункциональная оказалась, что к концу лета пустая стоит. Камушки, песочек, шишки, небольшие бревнышки - все детки разнесли, а босяком всего-то ничего по ней ходили.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, как здорово, прямо на даче! А босичком пройтись... Жаль, что Ваши не ходили, зато занимались исследовательской и творческой деятельностью!
      Спасибо, Наталья! Рада, что заглянули!

      Удалить
  11. Жанна, фото из твоей группы как из сказки... или, надеюсь, все же из будущего )) Как же обычные гос. сады отличаются...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, садики отличаются. Мы же ходим по садам, когда на курсах, либо приглашают на открытие мероприятия. Во многих садах в группах нет индивидуальности, все как под копирку. Мебель и игровые зоны расположены вдоль стен. А у нас все группы индивидуальные, во всех группах очень красиво и уютно! Лена, спасибо, очень приятно!

      Удалить
    2. Жанна Витальевна, а можно виртуальную экскурсию по саду организовать? Уж очень хочется посмотреть и на группы, и на холл, и на зал.
      Была на днях в своем саду, изменения есть и очень не плохие. Окна поменяли, меняют потихоньку мебель в группах. Но игровые зоны, как вы и написали вдоль стен. Да и то на некоторые без слез не взглянешь. А хочется посмотреть, как другие организовывают.

      Удалить
    3. А это идея, Галина! Попробую даже, может быть, видео сделать, как только выдастся свободное время. Как раз сейчас начали украшать группы, зал, холлы к Новому году!

      Удалить
  12. Жанна, согласна с вами на 1000%. Я первоначально также говорила "Только глазками"., а сейчас, хочется - бери, давай придумаем новую игру и т.д. И теперь даже моя Лиза тащит в дом все, что попала с радостным криком :"А из этого мы сделаем это, и еще вот так поиграем!". Дети иногда видят такие варианты решений, которые нам и не снились.
    А вот дорожка здоровья у вас какая замечательная, и столько наполнителей. Ох, хочу-хочу-хочу, теперь вот думаю, кого бы озадачить такую сделать)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Всё, наверное, приходит с опытом... да и когда появляются свои собственные дети, то вообще на все смотришь по другому...

      Контейнеры очень удобные (состоят из двух частей) - всегда можно менять содержимое.
      Татьяна, спасибо, и мне очень приятно, что Вы заглянули!

      Удалить
  13. Жанна, я тоже в своей работе придерживаюсь принципа пол функциональности и это здорово! У деток развивает творчество, а у взрослых уменьшает ригидность. Спасибо за Ваш опыт!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наверное, поэтому нам интересно общаться друг с другом - мы во многом похожи (ну мне, по крайней мере, этого бы очень хотелось).
      Спасибо, Елена!

      Удалить