Адаптация

Мой милый воспитатель!
Малыш Вам шлет привет!
Я, маленький искатель,
Отважно вышел в свет:
Мне надо все потрогать,
Все самому успеть,
Не будьте только строги,
Коль я начну реветь,
Прошу Вас, не забудьте
за мною приглядеть.
Вы только рядом стойте - 
Вдруг шлепнусь где-нибудь.
Ну а потом позвольте
Продолжить трудный путь.
Я честно Вам признаюсь:
Непросто мир познать,
Но если я не справлюсь,
Позвольте Вас позвать.
Вы только помогите
Мне храбрым малым стать!
Тихонько обнимите,
И, нежно, приласкав,
Мне шалости простите,
Легонько попеняв.
Ах, только не браните!
Терпение храня,
Вы просто покажите,
Что любите меня.
Ведь я совсем недавно
К Вам в этот мир пришел,
Нужна мне помощь в 
главном - 
Чтоб я свой путь нашел.
Ваш малыш
(автор неизвестен)





ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АДАПТАЦИИ

Рекомендации специалистов-психологов

*  Ежедневно расспрашивайте о жизни детского сада. Удивляйтесь, хвалите ребенка.
Ваша беседа должна быть эмоционально окрашена.
Малышу очень важно знать, что значимые для него взрослые принимают его всерьез, относятся с уважением к его проблемам, внимательно и с интересом его слушают, а то, что он говорит, оказывается, действительно, важным.
*    Избегайте вопросов: "Что вы сегодня делали? Что ели? Как ты себя вел? Что вы проходили по...". Спросите: "Вы сегодня рисовали или лепили? На завтрак была каша или омлет? С кем ты играл? Про кого вам читали книжку?" и т.д.
*   Безусловно, время пребывания ребенка в детском саду в период адаптации строго индивидуально! 
*    Однако, не следует в первый же день оставлять малыша надолго.

Специалисты-психологи рекомендуют следующую схему:
* 2-3 дня - на несколько часов. Постарайтесь прийти к дневной прогулке, погулять вместе со всеми и уйти домой обедать. Находиться с ребенком в группе, кормить его, а тем более укладывать спать не стоит. Малыш должен знать, что это прерогатива воспитателя. 
4-7 день - заберите ребенка сразу после обеда, до сна. Лучше рассчитать время так, чтобы прийти до окончания обеда и подождать в раздевалке, не показываясь малышу. Опоздай вы немного, и крохе придется пережить несколько неприятных минут, с тревогой ожидая маму в пустой группе. 
Со вторника 2-й недели (после выходных, в понедельник, все еще более щадящий график) - малыш уходит домой в полдник. И лишь с 3-й недели можно оставлять ребенка на целый день.

                                                                                             К.Р.Овсепян, зав.учебной частью
 УВК "Мальвина"



КАК ПОМОЧЬ МАЛЫШУ В АДАПТАЦИИ?

Что же должны делать родители?

Прежде всего, сохраняйте радостный, приподнятый тон, показывайте малышу, как нравятся Вам дети в детском саду и то, чем они там занимаются.

1. Не забудьте заранее познакомиться с режимом детского сада, в который поведете кроху, и максимально приблизить к нему условия воспитания в семье (более ранний подъем, время дневного сна и приема пищи, характер питания и пр.). В период адаптации необходимо быть к малышу особо внимательным и чутким, но без излишнего заласкивания.
"Пустяковая" проблема несамостоятельности может стать едва ли не главной причиной трудной адаптации детей к детскому саду.
Задачу самообслуживания малышу, особенно если ему предстоит уже скоро стать детсадовцем, стоит облегчить простой стрижкой, удобной одеждой. Главный принцип - чем проще, тем лучше. Обувь лучше выбирать на липучках.

2. Немалую роль в процессе адаптации ребенка к саду играет осведомленность крохи о жизни детского сада. Поэтому необходимо приводить ребенка в садик заранее - для знакомства с территорией, помещением группы, игрушками, спальней. Не спешите, придите несколько раз. Обсуждайте с ребенком, комментируйте увиденное. Это процесс длительный и может занять пару недель.

3. Для того, чтобы помочь малышу преодолеть коммуникативный барьер, целесообразно заранее выучить имя и отчество воспитателя и, придя в сад, представить кроху  и воспитателя друг другу. 

4. Важно, заранее постараться научить ребенка общаться со сверстниками (попросить игрушку, поделиться своей; подождать, пока другой ребенок поиграет и т.п.). При предварительном знакомстве с обстановкой группы постарайтесь положительно настроить малыша (как много детей, много игрушек, дети весело играют, воспитательница - хорошая и пр.). Дайте время малышу спокойно все осмотреть, покажите, где он будет спать, раздеваться, кушать, играть.

5. Впервые стокнувшись с необходимостью ложиться спать в незнакомом месте, в "чужую" кроватку, без мамы, ребенок, безусловно, испытывает стресс едва ли не более сильный, чем вообще сам факт расставания с мамой. Ведь дети относятся ко сну, как ко времени, когда они теряют контроль над окружающей действительностью. Поэтому психологи не рекомендуют  в первые дни пребывания в детском саду оставлять ребенка на дневной сон.
В дальнейшем же не забудьте принести из дома "мамозаменителя" - любимую мягкую игрушку малыша, с которой он спит, или просто простынку с "родным запахом"; пижаму, к которой привык кроха ( первое время приносите в сад только уже знакомые ему вещи и игрушки, покупку нового отложите на потом), любимую книжку.

Уважаемые взрослые!
Не забывайте, оказывать малышу эмоциональную поддержку и показывать значимость его нового статуса!
                                                                Издательский дом "Карапуз" "Я иду в детский сад"



ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ

 От чего же все-таки зависят характер и длительность адаптационного процесса?


1. От возраста ребенка. Труднее всего адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 1 года до 2,5-3 лет;
2. От состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит  трудности социальной адаптации;
3. От индивидуальных особенностей. Даже дети одного и того же возраста и пола по-разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни с первого же дня плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка в корне меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой товарищей. Другие, наоборот, в первые дни внешне спокойны, без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не участвуют в играх;
4. От уровня тренированности адаптационных механизмов. Необходимо заранее создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.) легче привыкают к дошкольному учреждению;
5. От опыта общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Важно, чтобы в семье у ребенка сложились доверительные отношения со взрослыми, прививалось умение положительно относиться к требованиям старших (идти спать, принимать пищу, убирать за собой игрушки и т.п.).

Итак, уважаемые взрослые, факторы, влияющие на характер и длительность адаптации Вам известны.
Но решить эту проблему, обеспечить более безболезненное привыкание ребенка к  условиям детского сада можно только совместными усилиями!
К.Р. Овсепян, зав.учебной частью УВК "Мальвина"


Я ИДУ В ДЕТСКИЙ САД

Уважаемые взрослые!

Знакомство ребенка с миром, где он остается один на один со сверстниками, не может немедленно прибегнуть к защите (а порой просто совету, ласке мамы, папы, бабушки), для многих малышей бывает непростым.
И далеко не все дети готовы к этому событию.

Возникает вопрос, а стоит ли вообще отдавать малыша в садик?
Да и так ли хорошо в детском саду?
Каждому ребенку рано или поздно приходится "социализироваться", т.е. становиться способным жить среди других людей. Это необходимый этап.


Значит, вопрос состоит только в том, когда и в каких условиях желательно проводить социализацию ребенка. В детском саду маленький человечек, попадая в коллектив своих ровесников, вступает с ними в жизненные взаимодействия. Здесь он приобретает опыт общения, понимания других людей, привычку не теряться. Этот опыт пригодится и позднее, в школе.
Однако, уже с первых дней жизни у ребенка в семье формируются привычки, привязанности, определенное поведение.
К 2-3 годам стереотип становится довольно устойчивым.
При поступлении в  дошкольное учреждение привычные условия жизни (режим, характер питания, микроклимат помещения, приемы воспитания, характер обучения) меняются. Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень трудной задачей и часто приводит к стрессу.

В чем же проявляется стресс?
У детей в период адаптации (привыкания) могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние, иногда повышается температура тела. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков.
Например, дома просился на горшок - в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается.
Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию. 
К сожалению, многие родители не знают, что эти  явления временные, и забирают малыша из сада, так и не дав ему возможности полностью адаптироваться, обвиняя в нерадивости работников детского сада и ругая саму систему "садовского" воспитания в целом.

К.Р. Овсепян, зав.уч. частью УВК "Мальвина"


КАК ОТУЧИТЬ РЕБЕНКА ОТ СОСКИ?

Этот вопрос возникает, чуть ли не перед каждой мамой — как отучить ребенка от соски?
 Это нужно делать комплексно. Для начала необходимо отучить малыша от бутылочки. Научите его кушать с ложечки, пить из чашки. Надо стараться уменьшать время пользования соской. Пытаться отвлечь ребенка от отсутствия привычного предмета игрушками, разнообразными книжками, пальчиковыми играми. Вполне вероятно, ребенок сам забудет о пустышке.

Очень важно:
Чтобы отучить ребенка от пустышки, не используйте способ, которые любят предлагать бабушки: намазать пустышку горчицей, зеленкой или еще какой-нибудь гадостью. Это скорее совет от обратного — как делать не нужно. Вкусовые ощущения для ребенка — слишком большой стресс, а острое или кислое вещество может вызвать раздражение слизистых. При этом кто гарантирует, что у Вашего малыша нет аллергии на компоненты той же горчицы?

Не нужно делать и обидных, унижающих достоинство ребенка замечаний, вроде: «Стыдно, ведешь себя как маленький», «А вот Саша не сосет соску» и тому подобного. Рядом с нами находится полноценная личность, очень уязвимая и ранимая, а мы собственными руками прививаем нашему ребенку комплекс неполноценности.

Отучить ребенка от соски многим родителям помогает следующий способ: проткнуть или отрезать от пустышки кончик. Не подействовало сразу — можно начинать отрезать от соски каждый день понемногу  — это часто избавляет от проблемы.

          Следующий способ зависит исключительно от Вашей фантазии и способности сочинить убедительную и достоверную сказку. К примеру, соску съела голодная мышка или собачка, унесли птички. Действенна, особенно для натур романтичных, сказка о волшебнице, которая прилетает к малышу и дарит ему первую пустышку, а когда он вырастает, она снова прилетает и уносит соску другому малышу. 

           Еще один способ — подарить соску другому ребенку, можно совместить это с целым ритуалом. Рассказать, что на Земле живут такие бедные детки, что папы и мамы не могут купить им соску. Им нужно срочно помочь, а «ведь мы уже большие и соска нам не нужна»... Дальше остается лишь упаковать пустышку в конверт и «отправить» по почте.

             Самое главное в этих способах — отвлечь увлекательной историей, чтобы ребенок без стресса, добровольно попрощался с любимой соской.

Наверное, это далеко не все способы, которые придумали изобретательные родители, но есть один общий совет: больше общайтесь в это время с ребенком, показывайте, как любите его, как гордитесь тем, что он взрослеет.

И помните, если уж Вы отказались от соски, ни в коем случае не нужно никогда больше к ней возвращаться, иначе никакие рецепты не помогут.

Помните, Вашему ребенку соска не нужна! И Вам тоже!

Из Интернета

Когда и как приучить ребенка к горшку?

Такой вопрос родители часто задают воспитателю, когда приводят своего малыша в детский сад. Ребенку уже два года или два с половиной, а он все в памперсах, и совершенно не просится на горшок.



Вопрос о том, когда начинать обучать малыша туалетным навыкам, часто вызывает споры у родителей. Некоторые считают, что высаживать ребенка на горшок нужно с 8–9 месяцев. Такие родители хвастаются тем, что их малыш научился пользоваться горшком еще до года. На самом деле, в отношении детей до 1 года речь может идти только о рефлекторном опорожнении мочевого пузыря и кишечника, то есть у ребенка просто срабатывает рефлекс, когда он оказывается на горшке. Нервная система в этом возрасте еще не готова к контролю над мочеиспусканием: ребенок еще не понимает, что хочет помочиться, и не может задержать этот процесс. Контроль над мочеиспусканием появляется только в возрасте около 18 месяцев.
Это важно!

С приучением к горшку придется повременить, если:
  • малыш болен или только что перенес заболевание;
  • семья переехала на новую квартиру;
  • в семье родился еще один ребенок;
  • происходит кризис в семейных отношениях, кто-то в семье серьезно болен или скончался.
Для успешного приучения к горшку, основанного на взаимной заинтересованности, нужно, чтобы ребенок:
  • сам ходил, садился, снимал штанишки;
  • понимал обращенные к нему слова;
  • сообщал о своих желаниях с помощью слов или жестов;
  • умел подражать взрослым или старшим детям;
  • мог делать что-то, следуя указаниям взрослых;
  • старался заслужить поощрение и похвалу.
Все вышеперечисленные навыки формируются у ребенка примерно к 1,5 годам. Таким образом, оптимальное время для приучения к горшку – около 1,5 лет. Точное время, когда ребенка следует начать обучать туалетным навыкам, подскажет педиатр, который регулярно наблюдает малыша.
Врач оценивает уровень психомоторного развития ребенка и может определить, готов ли малыш к обучению.  Можно начать знакомить малыша с горшком и до года, но тогда время, которое займет процесс обучения, увеличится.

Как показывает практика, и те малыши, которых стали сажать на горшок еще до года, и те, которые познакомились с горшком в 1,5 года, начинают сознательно контролировать свои выделения примерно в одном и том же возрасте:

  • к 2–2,5 годам появляется контроль над опорожнением кишечника;
  • к 2,5–3 годам ребенок контролирует мочеиспускание в дневное время;
  • к 3–4 годам малыш контролирует мочеиспускание и в ночное время.
Чтобы приучение к горшку прошло спокойно и не вызвало протеста со стороны ребенка, нужно действовать постепенно, последовательно переходя от одного этапа к другому и не стремиться приучить за 1 день.

В комнате ребенка появляется новый предмет – горшок. Он должен быть удобным, чтобы малышу было комфортно сидеть на нем, и ярким, чтобы привлекать внимание ребенка. Сначала малыша 1–2 раза в день сажают на горшок на несколько минут, не снимая штанишек и подгузника (чтобы у ребенка не возникло неприятных ощущений от соприкосновения с холодным пластиковым сиденьем).

Через 7–10 дней можно начать высаживать малыша на горшок без подгузника. Желательно делать это 2 раза в день. Пока не нужно торопиться «подлав-ливать» ребенка, когда он захочет «сделать дело». Это может испугать малыша, из-за чего он будет стараться сдерживаться от мочеиспускания.

Чтобы малыш лучше понял, для чего предназначен горшок, можете, сняв с ребенка грязный подгузник, бросить его в горшок, доступным языком объяснив малышу свои действия.

Очень хорошо, если в семье уже есть старший ребенок – он может показать младшему, как пользоваться горшком. Малыши быстро начинают подражать старшим.

Через 1–2 недели малыш привыкнет к горшку и будет спокойно относиться к этому предмету. Теперь можно высаживать его несколько раз в день и делать это в те моменты, когда вы хотите «подловить» у него стул или мочеиспускание. Например, желательно сажать кроху на горшок сразу после сна, после еды, после прогулки.

 Вы можете сами заметить признаки, по которым можно определить, что ребенок хочет опорожниться: обычно он замирает, перестает играть, становится сосредоточенным – в это время можно предложить ему горшок.

Теперь можно переходить к следующему этапу – обучению ребенка самостоятельному пользованию горшком. Горшок должен стоять на видном месте и быть доступным для малыша. Важно, чтобы ребенок сам научился снимать штанишки. Объясните малышу, что теперь он сам может ходить на горшок, когда пожелает (время от времени вам нужно будет напоминать ему об этом). Для ребенка будет большой радостью научиться самостоятельно пользоваться этим предметом, особенно если родители будут хвалить и поощрять его.
Как правило, на приучение ребенка к горшку уходит от 6 месяцев до 1 года (если начало было положено в 1,5 года). На это время родителям придется запастись терпением, быть гибкими и внимательными, чтобы процесс обучения прошел спокойно и не привел к конфликтам с малышом.

Нужно ли во время приучения к горшку отказаться от одноразовых подгузников?

Необходимости в отказе нет. Ученые проводили исследование на двух группах детей: для одной группы использовались многоразовые подгузники, а для другой – одноразовые. Дети двух групп обучились туалетным навыкам в одно и то же время.

Основные правила приучения к горшку
  • Нельзя удерживать ребенка на горшке насильно; малыш имеет право в любое время встать с него и пойти заниматься своими делами.
  • Ни в коем случае нельзя ругать ребенка, если он вдруг случайно «наделал в штанишки».
  • Всячески поощряйте, хвалите малыша за правильные действия и успехи.
  • Если при обучении туалетным навыкам у ребенка возник конфликт с родителями, если он отказывается садиться на горшок, то нужно на некоторое время сделать перерыв в обучении.

Советы по выбору горшка
  • Самое главное требование, предъявляемое к горшку, – ребенку должно быть удобно сидеть на нем.
  • Желательно, чтобы горшок был привлекательным, яркого цвета – такой предмет быстрее завоюет внимание малыша.
  • Не выбирайте слишком «навороченных» горшков – с музыкой, в виде игрушки и т. п. Ребенок должен понимать, каково предназначение предмета, и не считать его игрушкой.
  • Для мальчиков желательно приобретать горшки с завышенной передней частью, чтобы, когда мальчик сидит, моча попадала непосредственно в горшок. 

автор статьи зам. директора Научного центра здоровья детей РАМН Сергей Шарков




ПОМОЩЬ НУЖНА ЕЩЕ И МАМЕ

Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, очень много говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» остается один очень важный человек – мама, которая находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Она тоже остро нуждается в помощи и почти никогда ее не получает. Часто мамы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными.
Поступление в сад – это момент отделения мамы от ребенка, и это испытание для обоих. У мамы тоже «рвется» сердце, когда она видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад. Чтобы помочь себе, нужно:
  • ·         быть уверенной, что посещение сада действительно нужно семье. Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это будет нужно. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее.
  • ·         поверить, что малыш на самом деле вовсе не «слабое» создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что кроха плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком – с Вами! Он пока не знает, что Вы обязательно придете, еще не установился режим. Но Вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плач – это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье». Конечно, детские слезы заставляют Вас переживать, но Вы тоже обязательно справитесь.
  • ·         воспользоваться помощью. Если в саду есть психолог, то этот специалист может помочь не только (и не столько!) ребенку, сколько его маме, рассказав о том, как проходит адаптация, уверив, что в саду действительно работают люди, внимательные к детям. Иногда маме очень нужно знать, что ее ребенок быстро успокаивается после ее ухода, и такую информацию может дать психолог, наблюдающий за детьми в процессе адаптации, и воспитатели.
  • ·         заручиться поддержкой. Вокруг Вас мамы, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие «ноу-хау» есть у каждой из Вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.
Теперь, когда Вы знаете, что многие негативные проявления в поведении ребенка являются нормальным проявлением процесса адаптации, Вам нужно понять: очень скоро они начнут уменьшаться, а потом и вовсе сойдут на «нет».
Через некоторое время Вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что малыш стал гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков. 

Терпения вам и оптимизма!
По материалам Интернета


РЕКОМЕНДАЦИИ для РОДИТЕЛЕЙ, помогающие ребенку в адаптации к новым для него условиям:


Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте с ним детские площадки, праздники, приучайте к играм со сверстниками. 

Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по именам, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям. Расскажите ребенку, что такое детский сад, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. 

Желательно обучить ребенка до начала посещения детского сада элементарным навыкам самообслуживания: пользоваться горшком, самостоятельно есть, одеваться и т.п.

Приучайте ребенка к детскому саду постепенно. В первое время оставляйте ребенка в саду лишь на несколько часов, забирайте во время прогулки, до обеда. Постепенно увеличивайте этот интервал, приходя за ним после обеда, тихого часа, полдника. Если не возникает осложнений, через 1-2 недели можно перейти на обычный режим.

Никогда не пугайте ребенка детским садом или воспитательницей. Важно создавать положительный образ детского сада. Вместе с тем, отправляя ребенка в садик, не сулите ему райской жизни, будьте честны с малышом, однако делайте акцент на всем, что может способствовать позитивному настрою: расскажите о том, что ему может быть там интересно, чему он сможет научиться.

Позаботьтесь о том, чтобы собрать ребенку все, что ему может понадобиться в группе (запасную одежду, сменную обувь, спортивную форму и т.п.).

Дайте ребенку с собой в садик его любимую игрушку, вызывающую у него теплые чувства и ассоциирующуюся с домом. Пусть игрушка «ходит в садик» вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно.

Общайтесь с воспитателями, спрашивайте о состоянии и самочувствии своего ребенка, о том, как он ведет себя среди сверстников. Не забудьте предупредить, если у него есть какие-то привычки или непереносимость отдельных продуктов, аллергия. Проявляйте доброжелательный интерес к его учебным занятиям и успехам.

Одна из самых распространенных проблем — утренний плач ребенка при расставании с родителями. Важно не поддаваться на провокации со стороны малыша и дать ему понять, что как бы там ни было, а ходить в садик ему придется. Будьте последовательными и уверенными в том, что делаете. Твердо скажите малышу, что вы его оставляете только на несколько часов, что так надо, что вы его любите и обязательно придете за ним в определенный час. 

Сократите «сцену прощания». Как правило, уже через несколько минут после исчезновения родителя ребенок успокаивается.

Период адаптации к садику проходят не только дети, но и родители, поэтому членам семьи важно отслеживать свои чувства, осознавать их природу. Необходимое условие успешного протекания этого периода — отказ от чувства вины. Если у вас есть хоть малейшие колебания, ребенок их «уловит», и ему будет еще труднее расставаться с вами. Когда вы уходите из детского сада под вопли ребенка, не считайте себя чудовищем.

По дороге домой старайтесь поговорить с ребенком, узнайте, что было за день хорошего, а что не очень удалось, чем дети занимались, с кем ребенок играл, что узнал нового. Отдав ребенка в садик, вы стали меньше времени проводить вместе с ним, но дело не в количестве часов, а в качестве ваших взаимоотношений. Они могут стать более теплыми, если вам есть что рассказать друг другу.

Имейте в виду, что проблемы адаптации ребенка в садике могут возобновиться после праздников, каникул, а также при серьезном изменении внешних обстоятельств. В этом случае необходимо проявлять гибкость, в особо сложных ситуациях можно вновь сократить время пребывания ребенка в детском саду либо в течение какого-то времени по договоренности с воспитателем устраивать перерыв в середине недели. 

Адаптационный период считается законченным, если:

Ребенок ест с аппетитом;
Быстро засыпает, вовремя просыпается;
Эмоционально общается с окружающими; 
Играет.

Из Интернета

АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ

  Психологи рекомендуют устраивать малыша в детский сад после 3 лет, а некоторых детей с подвижной психикой, особо эмоциональных, и после 4 лет. Но не все могут себе позволить сидеть с малышом дома так долго, и многие мамочки не могут дождаться, когда можно будет отвести 2-х летнего карапуза в садик.
Они надеются на то, что малыш быстро освоится, подружится с детьми и воспитательницей.
Но не все так просто! Проходит время: неделя, другая, а малыш каждое утро рыдает горькими слезами и не хочет идти в садик.
Все начинают тихо ненавидеть этот детский сад. 

Что же в таком случае делать? Как помочь ребенку адаптироваться в данных условиях?

Адаптация - это приспособление человека к чему-то новому.

Ребенок до 2-х лет, в основном, находится дома, он привыкает к определенному интерьеру, температуре, свету и запахам, к определенному меню, к тому, каким тоном с ним разговаривают, кто и когда укладывает его спать, какие он слышит звуки.
И если что-то в этом, установленном в его мире, порядке нарушается - нарушается, естественно, его общее состояние и поведение. Как бы мы, взрослые люди, реагировали на смену работы или места жительства: совершенно спокойно или тревожились и нервничали? Но мы можем что-то себе объяснить, где-то потерпеть.
А для малыша главное чувство, характеризующее новый этап его жизни, это страх, который поселяется в его душе, когда его оставляют в садике одного.
И основной страх - мама оставит его в саду и никогда больше за ним не придет.

В период адаптации дети ведут себя по-разному, но самые частые проявления такие: отказ от еды, бессонница, перестает проситься на горшок, плачет и заикается. Насколько долго и болезненно ребенок будет привыкать и как именно отразятся на его поведении новые условия, точно сказать нельзя.
Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первые дни плачут, отказываются играть, есть, и спать, но уже через 2-3 дня увлекаются и с интересом следят за игрой других детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать.
Другие, наоборот, в первые дни, как будто спокойны, без возражений выполняют требования воспитателей, а потом впадают в истерики при прощании с мамой, отказываются от еды, не принимают участие в игре и начинают себя хорошо чувствовать только через 2-3 недели.
Адаптация некоторых детей может длиться от 1 месяца до 2-3 месяцев. Часто дети могут заболеть в период привыкания.

Чтобы ребенок привыкал к садику как можно легче, соблюдайте главное условие - готовьтесь к новой жизни заранее. Лучше всего, за несколько месяцев до того, как пойдете в садик.
То есть: увеличьте круг знакомых ребенка, чтобы он не боялся новых людей, покажите ему, как здорово играть вместе с кем-то, как делиться игрушкой, как вместе построить кулич из песка, вместе кидать мяч.
Старайтесь привить малышу самостоятельность. Ребенку в саду будет намного легче, если он уже умеет сам одеваться, кушать, засыпать, играть с другими детьми, обращаться за помощью к взрослому.
В первые дни приводите малыша не больше чем на 2-3 часа и старайтесь не оставлять его на сон. Забирайте его до обеда или до сна.

Второе и очень важное условие - это эмоциональный настрой самой мамы. Все-таки детский сад должен вызывать только приятные эмоции. Ведь садик - то место, где малыш теперь проводит большую часть своей жизни, общается со сверстниками, получает новые впечатления, знания, новый опыт, необходимый для жизни в обществе. Это первое социальное интегрирование в общество.
В детском саду четкий режим, разнообразное питание, что важно для ребенка в раннем возрасте. Детский сад даст вам возможность выйти на работу, заняться любимым делом, уделить внимание себе. Словом, чем больше пользы в посещении садика вы найдете для себя и ребенка, тем вам обоим будет легче приспособиться к нему.
Если привыкание к садику затягивается, старайтесь и в выходные придерживаться режима дня, по которому живет садик. Играйте и в любимые игры и в те, в которые играют в детском саду.
Старайтесь в этот период не менять ничего в привычном русле вашей семейной жизни. Лучше, если в детский сад ребенка будет водить папа или дедушка. Утром, собирая малыша в сад, говорите о чем угодно, рассказывайте сказку, но только не говорите о садике. Никогда не обманывайте ребенка, говоря, что идете не в сад!

Можно дать ребенку с собой любимую игрушку. Ему будет уже не так одиноко вне дома. Старайтесь, чтобы расставание с ребенком не затягивалось. Малыш успокоится тем быстрее, чем быстрее Вы уйдете.
По дороге в садик вы, несмотря ни на что, должны быть бодры и веселы. В 2-3 года дети боятся незнакомых людей и новых ситуаций, у них пока нет большого желания общаться со сверстниками.
Именно поэтому психологи рекомендуют устраивать ребенка в детский сад после 3 лет.
Рекомендации психолога

Комментариев нет:

Отправить комментарий