среда, 5 апреля 2017 г.

Развиваем творческие способности детей 2-3 лет

Когда речь идет о творчестве, наша задача - помочь ребенку 
как можно выше подняться на собственную гору.
Это всё, что мы можем сделать.
Лорис Малагуцци

Каждый родитель хочет чтобы его ребёнок был талантливым, успешным, способным.
Возможно, что и существуют гении от рождения, но и от нас, взрослых, тоже многое зависит. Сегодня хочется поговорить о развитии творческих способностей детей 2-3 лет, о развитии воображения, фантазии.
Малыши - сами словно чистый лист бумаги. И очень важно не отбить желание  у них творить, раскрашивать эти чистые листы в разноцветный мир. Нужно просто дать ребенку в руки краски и предоставить возможность наслаждаться процессом.
Зачастую родители не знают, что делать с огромным количеством "каляк-маляк" своего малыша и просто выбрасывают их в мусорное ведро, не видя в них никакой ценности.
Не стоит спешить! Если ребёнок несёт вам рисунок и говорит: "Мама, смотри, как я красиво нарисовала!", то поддержите его, похвалите, для него это очень важно.

Попытаюсь переубедить  родителей, показав простейшие превращения абстрактных детских рисунков в маленькие произведения искусства. 
Любую "каляку-маляку" малыша 2-3 лет можно преобразить, всего лишь дорисовав несколько деталей, приклеить какую-то картинку, и желательно это сделать вместе с ребенком.
Дети, словно конвейер, только и успевай им подкладывать чистую бумагу, иначе в ней образуется дыра. Кстати, можно использовать коробки!
Мне кажется, что все, абсолютно все, дети любят "возиться" с красками, они наслаждаются этим процессом! Экспериментируют.
Особенно, если никто рядом не одергивает, не учит, как надо и не надо, не лезет с вопросами: "А что это ты нарисовал?"...
В эти моменты он полностью находится в своём мире, у него своё представление, мысли.
В этом году мы не изменили своей традиции и оформили для родителей выставку "Весенние фантазии".
Цель выставки: привлечь внимание родителей к творческому развитию детей раннего возраста путём использования нестандартных методов и приёмов художественного творчества.
Весна идет, весне дорогу!
Лида
На закате...
Никита
Эй вы, пчелки, не сердитесь,
Лучше медом поделитесь.
Глеб
Жар-птицы
Саша
О чем поют воробушки в последний день зимы?
Мы выжили, мы дожили. Мы живы. Живы мы.
Эльза
Ягода-малина нас к себе манила,
Ягода-малина Арсения в гости звала.
Арсений
В Тихом океане живет большой краб.
А мой папа краба - цап!
И с тех пор боится пап,
Этот тихоокеанский краб.
Анна
Дождик, дождик, кап да кап,
Ты не капал бы на пап, ты не капал бы на мам.
Приходил бы лучше к нам.
Толя
Посажу репку...
Вырастет репка большая-пребольшая.
Женя
Смотрит зайчик в огород,
что на грядках там растет?
Вот горох, морковь, капуста.
В огороде стало... пусто.
Виталя
По морям, по волнам,
Нынче здесь, завтра там.
София
Тили бом, тили бом, загорелся кошкин дом.
бежит курица с ведром, и собачка с помелом, серый заюшка с листом,
Раз-раз, и огонь погас.
Ваня
Это что же за комочек,
ковыляет между кочек?
На себе несет комочек
Два листочка и грибочек.
Толя
Вновь хочется привести слова Екатерины Беловой, педагога-психолога:  «Это помогает детям посмотреть на своё творение другим взглядом. Что  особенно действенно в отношении тех детей, которые переживают из-за неудачного рисунка.  А вот в отношении малышей это особенная польза. Что для нас, взрослых, каракуля, то для них картина полная смысла.  Крайне важно не просто нарисовать, но и "внимательно проговорить" рисунок - всё как в мире искусства: любой художник любит, когда о его картинах говорят, а что говорить о детках со свойственным им восприятием себя как центра мироздания».

Из детских рисунков также можно сделать:
открытку к празднику,

"Детские рисунки"

Не рвите детские рисунки.
Они
таинственны и волшебны.
Я тоже когда-то
был таким же художником,
а теперь вот,
потеряв чудесный дар,
гадаю по детским рисункам,
словно разгадываю ребус,
только миллион раз сложнее - 
никакая энциклопедия здесь не поможет,
ведь каждый ребенок - 
таинственный пришелец,
инопланетянин, маленький принц.
У него
своя собственная планета, где растет
роза.
Роман Хе
Сахалинский поэт

34 комментария:

  1. Я смотрю, у вас совместные занятия с родителями проводятся. Это так здорово!!!!!
    Абсолютно согласна с тем, что Вы, Жанна Витальевна, сказали. Я вон мужа своего никак переубедить не могу. Он Полинин творческий процесс называет исключительно бардаком. Сам в нем участие принимать отказывается, дескать, он ни рисовать, ни лепить не умеет. А Полина разве знает, как должно быть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Этот снимок быо сделан однажды вечером, так мне это действо понравилось. За целый день дети набегаются, нашумятся, вечером целесообразно организовывать спокойные игры, вот одними из этих игр и бывает творчество у нас. Детям нравится, они не хотят уходить домой, хотят сделать это вместе с родными, я приглашаю пройти,эти мгновения общения нужны им.
      Маша, к сожалению, мужчины чаще всего так и относятся к художествам ребенка... 😟

      А я тоже не умею, но занимаюсь этим и учусь вместе с детьми.

      Удалить
  2. Жанна Витальевна, как же Вы умеете преподнести творческие порывы малышей! Восхищаюсь Вашим опытом и умением настроить ребят!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не могу удержаться: воробышек просто потрясающий!

      Удалить
    2. Анна Анатольевна, большое спасибо за похвалу.
      Конечно, не все каляки-маляки мы храним, но вот бывают такие, где и выдумывать ничего не нужно, сразу складывается образ.
      Ага, воробушек на веточке в готовом виде. Я лишь клювик и глазки нарисовала, крыло обозначила. И веточку настоящую пришила.

      Удалить
  3. Жанна Витальевна, спасибо вам за ваши материалы, за советы! Пойду думать над "выставочным местом" для Федькиных работ)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, рада, что вдохновила Вас. Будет интересно взглянуть на Вашу выставку.

      Удалить
  4. Оооо, прям как мой Серёжа! Правда, на данный момент он больше интересуется гитарой (играет и поет). Но его рисунки бережно храню - некоторые из них как-то у себя на блоге выкладывала. Очень правильная Ваша статья.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна.
      Спасибо за поддержку и понимание. Возможность экспериментировать с красками есть не у каждого малыша, а наблюдать свои художества на стене тем более.
      Вы хорошая мама!💐

      Удалить
  5. Жанна Витальевна, у Вас удивительная способность - разглядеть в "каляках-маляках" настоящие картины.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Елена Викторовна.
      Выставка удалась, коллеги тоже с интересом рассмотрели.
      Стишки придали работам смысл.

      Удалить
  6. Забавные названия:) С названиями рисунки становятся солиднее, как картины настоящих художников:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пока писала ответ, снова получила информацию, что в детском клубе от знакомого воспитателя требуют творчества на выставку, а не каляки-маляки((( Воспитатель второй младшей группы разбивается в лепёшку, чтобы каляки презентовать, а то и припрятать неудачные. Творческие занятия становятся настоящим испытанием для педагога.

      Удалить
    2. Здравствуйте, Оксана.
      Я знаю Ваше отношение к детскому творчеству, Ваш неординарный подход.

      На счет занятий, согласна, уже никого не удивишь простыми рисунками, подавай что-нибудь нестандартное... А никто не задумывается, как это сложно сделать с группой малышей в рамках режима садика, да и вообще в силу их возраста.

      Удалить
  7. Жанна Витальевна, Вы-настоящая волшебница. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мы с детьми колдовали.😉
      Спасибо, Анна Борисовна.

      Удалить
  8. Какие хорошие слова в конце - по загадочность детской души! Очаровательные шедевры!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это наш сахалинский поэт написал. Он по национальности кореец, его стихи мне напоминают японские.

      Удалить
  9. Не раз встречала категоричное мнение в интернете, о том, что ни в коем случае нельзя дорисовывать детские рисунки, дополнять их. Дескать тем самым ты даешь понять, что рисунок не так уж хорош и требует доработки. И такой прием ничему не учит. Может есть в этом доля правды. Возможно не на всех детей это распостраняется, я сужу, исключительно, по своим.
    Я и не дорабатываю. Но, мы частенько совместно творим на одном листе,- кто-то рисует небо, кто-то солнце, кто-то цветы на лугу, но чаще тракторы в грязи)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за Ваше мнение, Анжелика. Для меня всегда было важно узнать разные мнения, чаще всего же пишут положительные комментарии, соглашаются с автором.
      Я интересовалась у специалистов, и именно специалисты считают, что этот прием учит детей смотреть глубже, видеть шире, что это для ребенка важный внутренний процесс. Я склонна верить специалистам. И! Мы же дорабатываем картину ребенка 2 -2,6 лет, на нем, как правило, просто эксперимент с красками, вождение кистью туда-сюда, редкий ребенок рисует осознанно. Ребенок постарше, конечно же, уже рисует предметы, их действия, здесь я уже не имею права вмешиваться.
      Ваша семья обладает художественным талантом, по-этому и прием этот вам совершенно не нужен. Вы создаете все условия для творческого развити своих детишек.
      Спасибо, Анжелика!🙂

      Удалить
  10. Жанна, здравствуйте! Очень понравился мне ваш прием - дорисовки, как-то никогда об этом не думала. Недавно мои коллеги предложили родителям второй младшей группы на собрании дорисовать ладошки своих детей (дети заранее сделали отпечатки своих ладоней), было очень интересно. Спасибо! Предложу девочкам и такой вариант.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга. Рада, что прием дорисовки заинтересовал. Он больше подходит для работы с малышами, ведь дети постарше уже кое-что рисуют.
      Надеюсь, пригодится.

      Удалить
  11. Жанна Витальевна, здравствуйте! Спасибо за интересный совет. Попробую со своими детскими работами пофантазировать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Николаевна, здравствуйте.
      Рада, что прием понравился.
      Будет любопытно взглянуть на работы. Творческого вдохновения!

      Удалить
  12. Жанна, здравствуйте! Восхищаюсь Вами! Горжусь знакомством!
    В сказкотерапии есть такой принцип - принцип кристалла. "Каждая жизненная или сказочная ситуация – это кристалл со множеством граней. Проблемное видение, «суженное сознание» возникает тогда, когда человек видит не более 2-3 аспектов ситуации. Сказкотерапевт меняет отношение клиента к ситуации, за счет рассмотрения наибольшего числа ее граней. Количество рассматриваемых аспектов ситуации зависит от уровня сознания, общекультурного уровня клиента."
    Считаю, что этот принцип Вы используете в работе с детьми. Так, на рисунок малыша Вы помогаете посмотреть ему под разной гранью (Ведь у кристалла много граней). Я часто рекомендую родителям при рассмотрении рисунка ребенка обращать внимание на то, что может и ребенок сам не знает: выбор цвета (как небо, как искра, как ароматная клубника...), образ предмета (мне это напоминает что-то очень волшебное, загадочное. а как ты думаешь, сын?), форма линии (эта линия для меня словно дождь в жаркий день, как молния. как искорка ...).
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада приветствовать, Алена.
      Я тоже ценю наше знакомство и дружбу. Знаю, что всегда могу обратиться к Вам за помощью и поддержкой.😊
      Благодарю за профессиональную оценку данной темы. Я не знаю тонкостей психологии, пытаюсь донести свои мысли простыми словами, но чувствую, что поступаю правильно. Пример со сказкотерапией тому доказательство. Спасибо!💐

      Удалить
  13. Жанна, какое замечательное взаимодействие с родителями получилось. Думаю, родители получили массу инсайтов.

    Чтобы у ребенка развились творческие способности, родителям нужно держать себя за руки, чтобы не форсировать процесс)))

    ОтветитьУдалить
  14. Здравствуйте, Жанна Витальевна! Спасибо за интересный пост! Попробую со своим ребенком!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Владимировна. Мне всегда приятно, если материалы блога оказываются полезными. Это ведь одна из задач ведения блога.
      Обязательно попробуйте, уверена, понравится!🙂

      Удалить
  15. Чудесная выставка! Воробушек и кораблик в море - супер!
    Пользовалась Вашим приемом в младшей группе - пришлось немного попыхтеть над образами, но результат порадовал. Приятно презентовать такие работы родителям, видя их удивление. Уже не говорили, что дома такого добра полно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, спасибо за понимание и поддержку. Рада, что идеи оказываются полезными в работе.😉

      Удалить
  16. Какая красота! Прекрасно, что в Вашем саду есть такая практика - свободного торчества детей (многие педагоги, не то, что родители на это не соглашаются, так как боятся грязи, а за внутреннее содержание рисунков и вообще не думают...). Рада за Ваших детей и родителей, ведь от Вас они и узнают всю ту мудрость, которая им так необходима.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, рада приветствовать. Спасибо за конструктивную оценку, всегда рада комментариям профессионалов.

      Удалить