среда, 28 января 2015 г.

Предметно-развивающая среда в соответствии ФГОС ДО

В последнее время мы, педагоги дошкольных учреждений, 
усиленно занимаемся обогащением пространственной предметно-развивающей среды.
Ведь развитие ребенка  зависит  не  только  от  того, 
 как  организован  процесс воспитания  и  развития, 
 но  и  где  и  в  каком  окружении  он  живет.

Развивающая среда - это естественная, комфортабельная и уютная обстановка, рационально-организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
Вот такое нехитрое, на первый взгляд,  оборудование появилось у нас в группе. Сушилка для белья? Нет, всё гораздо многофункциональнее.
Во-первых, веревки имеют 4 основных цвета; 
во-вторых, прищепки тоже 4-х цветов; 
в-третьих, самое главное - у детей есть возможность безопасно испытывать и использовать свои способности, проявлять самостоятельность.
Пальчики малышей ещё не очень ловкие, им стоит большого труда раскрыть прищепку, но желание повесить на верёвку нарядное полотенце очень сильно.
Играя с прищепками, платками, полотенчиками - ребёнок самообучается, делает свои открытия, общается со сверстниками, чувствует себя активным деятелем.
Дети оценили новое оборудование и с удовольствием с ним играют.
Идея создания появилась совершенно неожиданно. Опять же после похода в строительный магазин, ну не смогла я пройти мимо такого красочного  шнура...
и металлических уголков, которые используют при ремонте.
А можно ведь не только полотенца и платки развешивать на веревках...
Но и предложить детям другие упражнения, например, по сенсорике: цвет, форма, размер, величина.
В общем, проявить творческий подход к организации и активизации познавательного интереса у детей раннего возраста. 
Уверена, что в процессе игр появятся новые варианты и не удивлюсь, если, в очередной раз, их подскажут сами дети.
Учите, играя!

42 комментария:

  1. Жанна ,отличная идея! И места много не занимает и вешать можно и иллюстрации по теме недели и еще много чего.
    Меня заинтересовали боковинки - что это?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, спасибо! Вот-вот, использовать можно многопланово.
      Боковинки - это уголки, которые применяют при ремонте (сейчас не вспомню, как называется, муж придёт с работы - спрошу и допишу, я их покрасила белой краской), продаются 1 штука - 3 метра, стоит около 60 рублей. Есть из пластика для укладки кафеля, но они очень слабенькие.

      Удалить
    2. Алёна, называется профиль перфорированный. :) Оказывается, есть разной длины.

      Удалить
    3. пластиковый есть совсем даже не хлипкий. Его задача сохранять форму угла (зашпатлюют и не видно)

      Удалить
    4. Значит, это у меня просто был дохленький вариант, попытались натянуть леску - прорывает... :(

      Удалить
  2. Строительные магазины всегда вдохновляют настоящих дошкольных педагогов)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, как и в хозяйственно-бытовой, когда заходишь, то хочется сразу и много купить... Мысли: это бы для того подошло, а из этого бы то сделала... :))
      Спасибо, Оксана!

      Удалить
  3. Точно, Оксана Дмитриевна, дошкольнику там раздолье. :))) Жанна Витальевна, отличное воплощение! Я вот тоже большой поклонник верёвочек, но у Вас понравилась вот такая её..., как же выразиться :)), концепция. Задумалась, как дома передвижную сделать и прятать за шкаф.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. :)) О чём это говорит? Что всё очень индивидуально. И в плане возраста, и способностей, и возможностей, и количества обучаемых. Моя практика показывает, что данное пособие (честно и не знаю, как назвать) очень полезно для детей раннего возраста: доступно, ярко, легко, интересно.
      А передвижная да, для дома был бы отличный вариант.
      Катерина, спасибо за понимание!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Жанна Витальевна! Не устаю удивляться Вашей изобретательности! Всё очень просто и доступно, и не надо тратить бешеные деньги на приобретение готовых "фабричных! пособий.
    У нас часто (родители) жалуются, что их "заставляют" что-то делать для группы ("Нам проще деньги сдать, чтобы купили"- говорят, а потом жалуются, что "Только и знают, что деньги собирают") :)) В общем, всем не угодить :(
    А у Вас с этим по-моему нет проблем! Такая фантазия и умелые руки! Родители Вас на руках носят? ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тут я с Вами согласна, Ирина Валерьевна, это палка о двух концах... А проблемы есть и у нас, у кого же их не бывает...
      Про "на руках носят"... всё познается в сравнении - стоит им уйти в другой сад (ведь у нас дети в группе только один год), либо перейти в другую группу, то начинают заходить в гости, благодарить и вспоминать добрым словом. У нас ведь так принято "Что имеем не храним, потерявши плачем", пока ходят в группу, то думают, что так и должно быть, что везде так.

      Удалить
  5. Вот никогда бы не подумала, что из шнура можно сделать замечательное пособие-игру! :) Жанна, мое уважение твоей фантазии!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Наташа, за доброжелательность! А фантазия, наверное, у всех дошкольных работников богатая, думаю, что у многих есть что-то подобное... не уверена, что я первооткрыватель.

      Удалить
  6. Жанна, как Вы здоров придумали. У нас в группе место для такого пособия как раз есть, мы все думали чего-бы такого туда сделать. А тут Вы! Ну просто мысли читаете! Очень вам благодарна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну здорово, Елена! Очень приятно, что информация оказалась для Вас полезной. :)

      Удалить
  7. Жанна, я знала, что "Эпицентр" (строительный супермаркет) - магазин для психологов, а теперь, оказывается, что и для воспитателей:))))) Очень понравилась Ваша задумка, пойду искать такие шнурки!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Елена! Да, мы такие - и в хозяйственный, и в строительный, и в рыбацкий, и в ткани... Везде успеваем. ;)
      Удачи!

      Удалить
  8. Жанна Витальевна, интересная идея! Как Вам удается в обычных вещах видеть необычное, придумывать из подручного материала такие интересные игры? И снова восхищена!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. если мы не будем придумывать, не будем делать развивающую среду мобильной, многофункциональной, то детям будет скучно, они не будут полноценно развиваться...
      Спасибо, Анна Владимировна, за теплый отзыв!

      Удалить
  9. Здравствуйте,Жанна Витальевна!Разрешите Вам задать вопросы.Первый:как насчёт преемственности? Именно Вы ведёте до школы ребят?И второй:труд воспитателя в Вашем лице очень представителен и значим.Могу ли я дать координаты блога в институт практической психологии в г.Санкт-Петербурге?Психологи,читающие Ваш блог,подтвердят,что публикации выходят за рамки повседневного "чтива".
    С уважением к Вам и Вашей работе,Елена Анатольевна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Анатольевна!Спасибо за вопросы. Я работаю только с детьми раннего возраста. Честно? как-то не задумывалась представителен мой труд или нет... Конечно, со стороны виднее, я, например, ничего такого не вижу, наоборот, всегда в поиске, в самообучении...
      Если Вы считаете, что это это имеет смысл (дать координаты блога), то мне было бы, конечно, приятно, если труд мой заметят, аж, в институте практической психологии в г.Санкт-Петербурге. Буду признательна! Вдруг что-нибудь и получится? ;)

      Удалить
  10. Ответы
    1. Ой, и нам тоже нравится, дети с удовольствием играют!
      Спасибо, Светлана!

      Удалить
  11. Очень понравилось, Жанна Витальевна! Так можно и в классе сделать выставку рисунков! Спасибо за идею. Не устаю удивляться, сколько у Вас, этих идей, в голове! Обязательно делитесь с нами!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Александровна, а в классе можно леску натянуть. Мы так сделали в приёмной, только прикрепили планки к потолку и к плинтусу, соответственно натянута леска по всей стене,сверху вниз. Когда нет рисунков, то и леску не видно, чистая стена как будто, не бросается в глаза, что выставка ПУСТА.
      Пишу для дошкольников, а получается, что и учителям пригодилось! :))

      Удалить
    2. Спасибо за идеи и советы, Жанна Витальевна!

      Удалить
  12. Супер идея! Я сразу заподозрила уголки в качестве опоры. Жанна, гениальное решение применения уголков. Мне очень годится для ленты времени. Иногда так много постеров выходит, что все на доске не помещаются, а если натянуть веревочку и взять прищепочку, и протянуть из одного угла к другому (это мне в голову приходило), но оставался вопрос как веревочку закрепить. Гвоздик - вещь ненадежная, а уголок - хоть куда, опять же его можно покрасить. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, подтверждаю, что вот так размещать информацию - хорошее подспорье! Мы в детском саду уже очень давно над доской натягиваем верёвочку с зажимами. Это даже было до меня, а я уже в этом учреждении более 12 лет. Так что делайте обязательно!

      Удалить
    2. Оля, спасибо! И покрасить можно, и не мало важно, смотрится эстетично. Можно даже не прищепки, а зажимы повесить маленькие, а к колечку на зажиме вдеть скрепку - тоже будет держаться хорошо.

      Удалить
  13. Интересная идея:) а мы просто на гвоздики с малой натянули ниточку и на прищепки вешаем картины Анькины:) вот такая получается выставка работ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дочка, уверена, гордится своими выставками!!! Молодцы!

      Удалить
  14. Жанна Витальевна, мои дети не успевают за моими идеями. Мне пригодиться..., мне надо..., а вот если увидите.... А Милаше всего три месяца, а я уже планы строю. Так же у Вас все увлекательно. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ого, Миланочке уже три месяца... как быстро летит время, Анна Борисовна, не успеем оглянуться, как три года исполнится...
      Спасибо за отзыв! :)

      Удалить
  15. Как интересно вы придумали,Жанна Витальевна! Такое интерьерное решение мне по душе, уголки остались после ремонта, и шнуры есть, осталось сделать и дождаться взросления сыночка)))нам сегодня только 5 месяцев))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, Татьяна, не успеете оглянуться, как сынок начнёт ползать, а потом и пойдёт... Здоровья и радости всем вам!!! :)
      Благодарю за отзыв!

      Удалить
  16. Интересная конструкция для еженедельного изменения предметно-развивающей среды, а дети могут ее использовать как выставку своих работ. Найти бы свободный уголок!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А мы прямо на дверь приспособили, дверь старая - не жалко.
      Конструкция, да, можно использовать многопланово, зависит от возраста детей и от места расположения.

      Удалить
  17. Все интересно, игрательно-познавательно! ;) :)
    А детки Ваши, Жанна Витальевна, уже заметно подросли!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, подросли, Надежда Александровна!!! Могут уже более длительное время заниматься, проявляют терпение, усидчивость.

      Удалить
  18. Жанна,идея отличная .Но ведь этот профиль такой острый.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте!
      Всегда приятно читать отзывы на сообщения, которые были написаны очень давно...
      Практически год прошел с момента написания, и ни разу ни с кем из детей не случилось чего-то ужасного, колющего, режущего... Профиль был обработан плотником наждачкой, потом окрашен... В общем, острого в нем ничего не осталось...
      Ну если вы волнуетест за безопастность здоровья и жизнедеятельности детей, то этот профиль вполне можно заменить пластиковым. Согласны? :)

      Удалить